Скачайте мобильное приложение

Закрыть окно

Тезисы лекции по теме: «Общенаучная картина мира»

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая на определенном этапе развития науки в результате обобщения основных понятий и принципов научного познания.

 Различают основные разновидности научной картины мира: 1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира — представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира).

Картина мира возникает в науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Происходит это в Новом времени. К специфическим чертам научного мышления Нового времени относятся нацеленностью на объективность, стремлением элиминировать субъекта познания, желанием опереться на опыт, широким использованием математического языка, отказом от аксиологической (ценностной) ориентации в познании природы. Одновременно с бурным накоплением фактического материала идет разработка новых принципов познания. Наряду с бурным накоплением фактического материала происходит выработка новых принципов познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Меняется и способ отношения слова и вещи. Внешность вещи теперь предстает как истинная реальность, в отношении которой слово выступает лишь средством, и притом не самым лучшим ее представления, поэтому умение рисовать до недавнего времени было одним из важнейших навыков натуралиста. Рисунок превращается из украшения в конструкт текста. При этом меняется и структура рисунка. В ортодоксальной средневековой иконописи структура рисунка, расположение частей изображаемого предмета определялось расположением по ту сторону внешнего пространства смысловым центром. Части и весь рисунок должны были истолковать смысл священного слова, лежащего в основе композиции.

В лекции выделены особенности научной картины мира рубежа ХХ-ХХ1 века.

Неклассическая наука (первая половина ХХ века) началась с разработкой релятивистской и квантовой теории. В естествознании принципиально пересмотрен принцип объективности. В классической науке существовало представление о реальности как чем-то независимым от средств познания, субъективного фактора – из описания должен быть исключен наблюдатель. В неклассической науке факт является не отображением реальности самой по себе, а результатом взаимодействия познающего субъекта и активной природы.

Прогресс науки в ХХ веке связан с постепенным отказом от непосредственной наглядности как критерия научности картины мира. В лекции этот тезис иллюстрируется примерами (корпускулярно-волновой дуализм, понимание природы света, представления об относительности пространства и времени).

В лекции выделены основные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира. Астрономия: концепция Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; Теория относительности: относительность пространства и времени. Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм. Синергетика: становление новых структур в неживой природе. Кибернетика: управление в живой и неживой природе. Биология: модели происхождения и эволюции жизни. Экология: взаимодействие живого со средой обитания. Социобиология: соотношение биологического и социального. В связи с этим в качестве особенностей современной науки выделяют особое протекание процессов дифференциации и интеграции знания.

Картина мира, предлагаемая современной наукой, связывается в лекции с феноменом поп-науки, который определяется по аналогии с поп-культурой, что обусловлено их близкими социальными функциями. Поп-наука возникла в ситуации преодоления некоторых методологических норм и ограничений классической науки и перехода к гораздо более многообразной в своих познавательных установках и возможностях неклассической науке. Если классическая наука изучала познаваемый предмет, как правило, изолированным от его внешней среды, пространственно-временного, социального, культурного контекста, то неклассическая наука обратилась к проблеме контекстуальной зависимости изучаемого предмета, что в большой мере расширило круг факторов, которые приходилось принимать во внимание исследователю. Поп-наукой рисуется совсем иная картина исследуемой проблемы, выстраивается совершенно иная ее смысловая интерпретация.

В лекции рассматривается коренной переворот во взаимоотношениях науки и практики как условие и результат изменения научной картины мира. Индустриальные технологии породили определенный тип культуры, в которой жизнедеятельность человека проходит в технологической среде. При этом сама технологическая среда в определенный момент отчуждается от человека, выходит из-под полного его контроля.

На формирование современной научной картины мира большое влияние оказывает этика науки – особая исследовательская область, занятая поиском и обоснованием стандартов наилучшей практики в сфере науки.

В начале XXI века наука, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития – на уровень постнеклассической науки. Основное отличие от классической и неклассической науки состоит в том, что знание уже не ориентируется на отображение реальности, существенных свойств мира, пусть даже с констатацией принципиальной невозможности исключить ознающего субъекта. Постнеклассическая наука ориентируется на создание знания-инструмента, отвечающего на вопрос каковы ценности человеческого существования, каковы перспективы существования человечества.

Для постнеклассической картины мира характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных результатов исследований. Формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта – построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации); идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах и т.д.; все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании; исследование развивающихся объектов требует изменения стратегии эксперимента: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; в первую очередь, это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре, - они требуют особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта; нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек; изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно нейтральном характере научного исследования – современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).