УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС повышения квалификации слушателей, осуществляющих научную, образовательную, общественно-политическую, культурно-просветительскую и иные виды общественной деятельности, по 72-часовой программе дополнительного профессионального образования «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ»    подготовлен коллективом авторов:

Морозов Олег Викторович, кандидат философских наук; Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор; Брызгалина Елена Владимировна, кандидат философских наук, доцент; Чихарев Иван Александрович, кандидат политических наук, доцент; Камышева Светлана Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент; Ляховенко Олег Игоревич, научный сотрудник

ПРОГРАММА  повышения квалификации 
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ» 

 
1. Цель реализации программы 

Целью реализации программы является освоение слушателями совокупности знаний, ценностных установок, умений и навыков, необходимых для получения новых компетенций и повышения профессионального уровня в сфере общественной деятельности. 

Программа повышения квалификации «Проблемные вопросы современной политологии» предназначена для региональных (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) кадров, осуществляющих научную, образовательную, общественно-политическую, культурно-просветительную и иные виды общественной деятельности. 

2. Формализованные результаты обучения 

Реализация программы предполагает: расширение и углубление кругозора в сфере гуманитарных знаний; формирование устойчивой мотивации к самостоятельному освоению системных знаний о сфере политической жизни общества; овладение методологией и инструментарием анализа и прогнозирования изменений общественных явлений, общественного сознания и исторического процесса, проектирования и реализации государственной политики; развитие системного мышления, способности находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации, готовности нести ответственность за их результаты. 

Развитие и совершенствование умений и навыков в области диагностики проблемных ситуаций, прогнозирования развития и владение приемами их урегулирования; освоение современных технологий управления и управления изменениями; работы с документами стратегического планирования в различных областях государственной политики; самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, письменной коммуникации, культуры речи, устной коммуникации - публичных выступлений. 

3. Содержание программы

Учебный план 
программы повышения квалификации 
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ» 

Категории и требования к слушателям – специалисты-политологи, работающие в сфере образования, науки, общественной, культурно- просветительской и управленческой деятельности, обладающие высшим образованием и опытом работы в области политологии не менее трех лет. 

Срок обучения – 72 часа. 

Форма обучения – с отрывом от работы. 


№ п/п 

Наименование разделов 

Всего, час. 

В том числе 

лекции 

семинарские занятия 

практич. занятия 



Подготовительный этап 



Предварительное тестирование 



Презентация творческой работы 



Основы социально- гуманитарного знания 

20 

16 



  



Проблемные вопросы современной политологии 

30 

16 

14 

  



Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности 

12 



  

10 



Итоговая аттестация и организация дальнейшей работы в области самообразования слушателей 



Защита творческой работы 



Диагностика личностно- профессиональных качеств слушателей 



Подготовка индивидуального плана для самостоятельной работы слушателей. 

Всего: 72 часа   

Учебно-тематический план программы повышения квалификации 
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ»

№ п/п 

Наименование разделов и тем 

Всего, час.

В том числе 

лекции 

практич. и 

семинарские занятия 













Раздел 1. «Основы социально- гуманитарного знания» 

20 

14 



1.1 

«Знания об обществе и человеке в системе современной науки» 





  

1.2 

«Общенаучная и гуманитарная картины мира». 





      

1.3 

«Социально-гуманитарное        познание        и управление социальными изменениями» 







1.4 

«Теоретический    и    прикладной                                потенциал социально-гуманитарных наук» 







1.5 

«Государственное управление в контексте современного            социально-гуманитарного знания» 









Раздел II. Проблемные вопросы современной политологии 

30 

16 

14 

2.1 

«Роль политических идей в развитии и становлении цивилизаций. Политическая идеология» 







2.2 

«Политология       в       системе       социально- гуманитарных наук». 





  

2.3 

«Национальные   интересы   и       национальная безопасность России». 







2.4 

«Истоки       и       перспективы                     российского федерализма» 







2.5 

«Политическая     культура     и     гражданское общество» 







2.6 

«Роль политических технологий в развитии политического процесса». 







2.7 

«Социально-психологические              аспекты политического управления». 









Раздел III. Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности 

12 



10 

3.1 

«Системно-динамический анализ: теория и методология». 







3.2 

«Культура     письменных    коммуникаций    в управленческой деятельности». 



  



3.3 

«Культура речи в управленческой деятельности.            Навыки                                    публичных коммуникаций». 



  

4


Учебная программа повышения квалификации 
«ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ»


Раздел 1.  «Основы социально-гуманитарного знания» (20 час.)

Тема 1.1 «Знания об обществе и человеке в системе современной науки».

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания. Субъект социально-гуманитарного познания. Место социально-гуманитарных дисциплин в структуре научного знания. Философия как интегральная форма научных знаний.   
Социально-гуманитарное познание как ценностно-смысловое воспроизведение человеческого бытия. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Прогнозный потенциал гуманитарного знания. 

Тема 1.2.  «Общенаучная и гуманитарная картины мира»

Гуманитарный, нравственный и эстетический аспекты современной общенаучной картины мира. Естественно-научная и гуманитарная картины мира. Категории времени и пространства в контексте социально- гуманитарного знания. Социальное и культурно-историческое время. 
Обзор современных теорий общественного развития: марксистская традиция; цивилизационный (хозяйственно-культурный) подход; теория постиндустриального общества; мир-системный подход; Интегрально- институциональная концепция. 
Ценности  и  их  роль  в  социально-гуманитарном  познании. Проблема 
«ценностной     нейтральности»    в     социально-гуманитарном    познании. Аксиологическое «ядро» гуманитарной картины мира. 

Тема 1.3. «Социально-гуманитарное познание и управление социальными изменениями»

Принципы и особенности социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Зависимость социально-гуманитарного знания от социокультурного контекста. Перспективы конвергенции методов социально-гуманитарных и естественных наук. 
Направленность, характер и модели социальных изменений. Современные концепции социальных изменений. Теории модернизации, постмодернизации и глобализации. Информатизация общества и концепция виртуализации. 
Социальные институты как инструменты планирования общественного развития. Перспективы «направляемого развития». 
Теоретико-методологические основы управления социальными системами, процессами. Основы теории управления. Кибернетика и теории информации. Перспективы управления социально-экономическими процессами. 

Тема 1.4. «Теоретический и прикладной потенциал социально- гуманитарных наук»

Проблема прогнозирования в обществознании. Фундаментальные и прикладные    исследования    в    области    социально-гуманитарных    наук.   
Социально-гуманитарные науки и процессы социальных трансформаций. Циклическая парадигма в социальной философии. Системно-циклическая теория и методология прогнозирования общественного развития. Социально- гуманитарные технологии. 
Нравственные аспекты научной деятельности и участия социально- гуманитарных наук в общественном развитии. Нравственная ответственность ученого. 
Роль социально-гуманитарного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Перспективы использования социально-гуманитарного знания в предотвращении социально-политических рисков. 

Тема 1.5. «Государственное управление в контексте современного социально-гуманитарного знания»

Российская Федерация как федеративное, социальное, правовое и демократическое государство. Российский федерализм: история, состояние, перспективы. Устойчивость федеративных систем. 
Исторические особенности и генезис системы государственного управления Россия. 
Проектирование государственной политики. Документы стратегического планирования. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 
«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». 
Понятие и структура социального института. Институциональное строительство в государственном управлении и планирование институтов государственной политики. 
   
Перечень семинарских занятий


Номер темы 

Наименование семинарского занятия 

1.3 

«Социально-гуманитарное     познание     и      управление                                                   социальными изменениями» (2 час.) 

1.4 

«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук» 

(2 час.) 

1.5 

«Государственное управление в контексте современного социально- гуманитарного знания» (4 час.) 

Раздел 2. Проблемные вопросы современной политологии (30 час.)  

Тема 2.1 «Роль политических идей в развитии и становлении цивилизаций. Политическая идеология». 

Политическая сфера жизни общества. Политические идеи в развитии цивилизаций Азии (Индия, Китай), арабского мира: исторические предпосылки и современное состояние. 
Политические учения в становлении и развитии западноевропейской цивилизации. Политическая идеология и политика западных государств. Наиболее влиятельные разновидности современной политической идеологии 

—  либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал- демократизм, фашизм. Место глобализма в идеологии и политике. 

Тема 2.2. «Политология в системе социально-гуманитарных наук».

Политология в системе социальных и гуманитарных наук. Специфика предмета, методов и функций политологии. Проблема научного прогнозирования в политической сфере жизни общества. 
Организация политической жизни общества и государственное управление (понятие, принципы, цели). Проблема «направляемого развития» общественных процессов. Стратегическое планирование в современной России. 

Тема 2.3. «Национальные интересы и национальная безопасность России».

Россия в системе современных международных отношений и мировой политики. Российская политика в контексте динамики глобальных и региональных процессов. Концептуальные основы формирования политики российского государства. Российская Федерация как субъект и объект геополитики в XXI веке. Интересы, ценности и традиции во внешней политике. 
Глобальная и региональная безопасность. Национальные интересы и безопасность России в экономической, социально-политической, военной, экологической, информационной, техногенной сферах. Правовое обеспечение национальной безопасности.

Тема 2.4. «Истоки и перспективы российского федерализма»

Федерализм – понятие, сущность, структура властных отношений. 
Российский федерализм: истоки, современное состояние, перспективы.
Социокультурные,  этноконфессиональные,  исторические, экономические аспекты отечественного политического процесса. Тенденции развития политической системы в России. Федерализм – основа интеграции российского общества и государства. 
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. 

Тема 2.5. «Политическая культура и гражданское общество».

Политическая культура: понятие, структура и функции. Культурно- историческая самобытность общества и политическая культура. Политическая культура российского общества: особенности и тенденции. 
Гражданское общество: сущность, формирование, основные функции. Институты гражданского общества. Модели взаимоотношения гражданского общества и государства. Государственно-правовое регулирование развития гражданского общества: зарубежный и российский опыт. Институты гражданского общества как средство достижения геополитических целей. 
Гражданское общество в современной России: состояние, тенденции, вызовы. Перспективы участия НКО в создании системы коллективной безопасности. 

Тема 2.6. «Роль политических технологий в развитии политического процесса».

Особенности и структура политического коммуникационного пространства. Современные политические технологии - способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения. Онлайн-механизмы влияния на общественное сознание и восприятие политической реальности в массовой политической коммуникации. Феномен манипулирования общественным сознанием. Интернет-технологии дестабилизации политических режимов. 

Тема 2.7. «Социально-психологические аспекты политического управления»

Политическое управление и политические коммуникации. Функции современного политического менеджмента. Современные технологии управления. Информационно-аналитическое обеспечение процесса политического управления. Психология лидерства. Имидж лидера. 


Перечень семинарских занятий

Номер темы 

Наименование семинарского занятия 

2.1 

«Роль политических идей в развитии и становлении цивилизаций. Политическая идеология». (2 час.) 

2.3 

«Национальные интересы и национальная безопасность России». (2 час.) 

2.4 

«Истоки и перспективы российского федерализма». (2 час.) 

2.5 

«Политическая культура и гражданское общество». (2 час.) 

2.6 

«Роль политических технологий в развитии политического процесса». (4 час.)   

2.7 

«Социально-психологические аспекты политического управления». (2 час.)


Раздел 3. Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности (12 час.)

Тема 3.1. Системно-динамический анализ: теория и методология

Статика системы: понятия, приемы исследования и их визуализация. Динамика системы: цикл и фазы жизни системы (становление, равновесие, деградация). Связки между фазами жизни системы и их циклическая визуализация. Движущее противоречие системы. Структура системы и ее иерархическое отображение. Состав (спектр) системы. Закономерность развертывания и смены доминант состава в жизни системы. Прогнозирование сценария жизни системы. 

Перечень практических занятий


Номер темы 

Наименование практического занятия 

3.1 

«Системно-динамический анализ: теория и методология» (2 час.) 

3.2 

«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности» (4 час.) 

3.3 

«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций» (4 час.) 

4. Материально-технические условия реализации программы

Для проведения лекций, семинарских и практических занятий используется инфраструктура МГУ: учебные аудитории, мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов. Для проведения практических занятий используется учебная аудитория, оснащенная компьютерами, имеющими доступ к правовым информационным системам. 

5. Учебно-методическое обеспечение программы

Для достижения целей программы в учебном процессе слушателям будут предоставлены: 
- печатные раздаточные материалы для слушателей (графическое отображение основных положений материалов лекций, семинарских или практических занятий, включая их план, необходимые схемы, формулировки важнейших теоретических положений, вопросы для самоконтроля и др.); 
-  слушателям будет предложен список учебных пособий, рекомендуемых для освоения материалов программы, подготовки к практическим и семинарским занятиям; 
- в учебном процессе слушателям будет рекомендован: список специальной литературы, включающий монографии, статьи, материалы научных дискуссий по наиболее актуальным проблемам политологии; перечень документов стратегического планирования и важнейших нормативных правовых документов, призванных регулировать общественные отношения в затрагиваемых сферах; 
- электронные     ресурсы     (информационно-правовые    системы «Консультант+» и «Гарант»). 

6. Требования к результатам обучения

Завершающим этапом программы является защита подготовленной слушателем творческой работы (реферат с элементами самостоятельного научного исследования) по предложенным темам, а также тестирование и собеседование. 
Общий итог обучения подводится с учетом следующих показателей: оценка   подготовленной   слушателем  творческой  работы  (реферат с 
элементами самостоятельного научного исследования); итоги тестирования; 
результаты собеседования
Завершение цикла обучения предполагает проведение диагностики личностно-профессиональных качеств слушателя. С учетом полученных результатов, оценок работы слушателя и ее защиты, а также сферы его практической деятельности, для каждого слушателя разрабатываются индивидуальные рекомендации для его дальнейшего личностного и профессионального развития. 

7. Составители программы

Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор (1 и 3 разделы учебно- тематического плана); 
Чихарев Иван Александрович, кандидат политических наук, доцент (2 раздел учебно- тематического плана). 

Учебная программа одобрена Экспертным советом УНЦ ГСиПК МГУ 

« 4 »  июня  2015 г.