Учебно-научный центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров
УТВЕРЖДАЮ
Директор УНЦ ГСиПК МГУ
М.А. Васильев
(подпись)
² 4 ² июня 2015 г.
ПРОГРАММА
повышения квалификации
Москва 2015
Целью реализации программы является освоение слушателями совокупности знаний, ценностных установок, умений и навыков в области обществоведения, повышение профессионального уровня в области перспективных направлений социологии публичной политики на основе компетентностного подхода.
Программа повышения квалификации «Конституционный процесс и развитие правовой системы России» предназначена для дополнительного профессионального образования региональных (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) кадров, осуществляющих научную, образовательную, общественно-политическую, культурно- просветительную и иные виды профессиональной деятельности в области права.
Реализация программы предполагает: расширение и расширение кругозора в сфере гуманитарных знаний; формирование устойчивой мотивации к самостоятельному освоению системных знаний о конституционном процессе и развитии правовой системы современной России; овладение методологией сравнительно-правового и комплексного анализа в вопросах планирования и реализации государственной политики в правовой сфере; развитие системного мышления, способности находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации, готовности нести ответственность за их результаты.
Развитие и совершенствование умений и навыков: диагностики проблемных ситуаций в вопросах правового регулирования и правоприменения, прогнозирования их развития и владение приемами их урегулирования; управления изменениями, освоение современных технологий управления; работы с документами стратегического планирования в сфере правового обеспечения государственной политики; самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, письменной коммуникации, культуры речи, устной коммуникации - публичных выступлений и выступлений «перед камерой».
Учебный план
программы повышения квалификации
Категории и требования к слушателям – специалисты, работающие в сфере образования, науки, общественной, культурно-просветительской и управленческой деятельности, обладающие высшим образованием и опытом работы в области журналистики не менее трех лет.
Срок обучения – 72 часа.
Форма обучения – очная (дневная), с отрывом от работы.
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего, час. |
В том числе |
||
лекции |
семинарские занятия |
практич. занятия |
|||
1 |
Подготовительный этап |
2 |
Предварительное тестирование |
||
2 |
Презентация творческой работы |
||||
2 |
Основы социально- гуманитарного знания |
20 |
14 |
6 |
|
3 |
Власть и медиа: актуальные направления общественно- политической журналистики |
30 |
16 |
14 |
|
4 |
Системный анализ и информационные технологии в управленческой деятельности |
12 |
|
|
12 |
5 |
Итоговая аттестация и организация дальнейшей работы в области самообразования слушателей |
2 |
Защита творческой работы |
||
2 |
Диагностика личностно- профессиональных качеств слушателей |
||||
2 |
Подготовка индивидуального плана для самостоятельной работы слушателей. |
||||
Всего: 72 час. |
Учебно-тематический план программы повышения квалификации
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего, час. |
В том числе |
|
лекции |
практич. и семинарские занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Раздел 1. «Основы социально- гуманитарного познания» |
20 |
14 |
6 |
1.1 |
«Знания об обществе и человеке в системе современной науки» |
2 |
2 |
|
1.2 |
«Общенаучная и гуманитарная картины мира». |
4 |
4 |
|
1.3 |
«Социально-гуманитарное познание и управление социальными изменениями». |
4 |
2 |
2 |
1.4 |
«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук» |
6 |
4 |
2 |
1.5 |
«Государственное управление в контексте современного социально-гуманитарного знания». |
4 |
2 |
2 |
2 |
Раздел II. Власть и медиа: актуальные направления общественно-политической журналистики |
30 |
16 |
14 |
2.1 |
«Информационное пространство современной публичной политики». |
4 |
2 |
2 |
2.2 |
«Институциональные основы медийных коммуникаций в публичной политике» |
4 |
2 |
2 |
2.3 |
«СМИ и органы государственной власти: формы и механизмы взаимодействия». |
6 |
4 |
2 |
2.4 |
«Медиа и структуры и гражданское общество» |
4 |
2 |
2 |
2.5 |
«Работа СМИ в избирательном процессе». |
4 |
2 |
2 |
2.6 |
«Медийное сопровождение общественно- политических проектов» |
4 |
2 |
2 |
2.7 |
«Новые информационные технологии и перспективы развития СМИ и Интернет». |
4 |
2 |
2 |
3 |
Раздел III. Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности |
12 |
2 |
10 |
3.1 |
«Системно-динамический анализ: теория и методология». |
4 |
2 |
2 |
3.2 |
«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности». |
4 |
|
4 |
3.3 |
«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций». |
4 |
|
4 |
Учебная программа повышения квалификации
Раздел 1. «Основы социально-гуманитарного познания» (20 час.)
Философия как интегральная форма научных знаний. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания. Субъект социально- гуманитарного познания. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Социально-гуманитарное познание как ценностно- смысловое воспроизведение человеческого бытия. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Прогнозный потенциал гуманитарного знания.
Гуманитарный, нравственный и эстетический аспекты современной общенаучной картины мира. Естественно-научная и гуманитарная картины мира. Категории времени и пространства в контексте социально- гуманитарного знания. Социальное и культурно-историческое время.
Обзор современных теорий общественного развития: цивилизационный (хозяйственно-культурный) подход; теория постиндустриального общества; мир-системный подход; Интегрально-институциональная концепция.
Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Проблема
«ценностной нейтральности» в социально-гуманитарном познании. Аксиологическое «ядро» гуманитарной картины мира.
Принципы и особенности социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Зависимость социально-гуманитарного знания от социокультурного контекста. Перспективы конвергенции методов социально-гуманитарных и естественных наук.
Направленность, характер и модели социальных изменений. Современные концепции социальных изменений. Теории модернизации, постмодернизации и глобализации. Информатизация общества и концепция виртуализации.
Социальные институты как инструменты планирования общественного развития. Перспективы «направляемого развития».
Теоретико-методологические основы управления социальными системами, процессами. Основы теории управления. Кибернетика и теории информации. Перспективы управления социально-экономическими процессами.
Проблема прогнозирования в обществознании. Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-гуманитарных наук. Социально-гуманитарные науки и процессы социальных трансформаций. Циклическая парадигма в социальной философии. Системно-циклическая теория и методология прогнозирования общественного развития. Социально- гуманитарные технологии.
Нравственные аспекты научной деятельности и участия социально- гуманитарных наук в общественном развитии. Нравственная ответственность ученого.
Роль социально-гуманитарного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Перспективы использования социально-гуманитарного знания в предотвращении социально-политических рисков.
Российская Федерация как федеративное, социальное, правовое и демократическое государство. Российский федерализм: история, состояние, перспективы. Устойчивость федеративных систем.
Исторические особенности и генезис системы государственного
управления Россия.
Проектирование государственной политики. Документы стратегического планирования. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601
«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Понятие и структура социального института. Институциональное строительство в государственном управлении и планирование институтов государственной политики.
Перечень семинарских занятий
Номер темы: |
Наименование семинарского занятия: |
1.3 |
«Социально-гуманитарное познание и управление социальными изменениями» (2 час.) |
1.4 |
«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук» (2 час.) |
1.5 |
«Государственное управление в контексте современного социально- гуманитарного знания» (2 час.) |
Роль и место средств массовой коммуникации в жизни общества. Поиск, передача, получение и распространение информации в системе политических отношений.
Субъекты публичной политики и общественные структуры как обладатели информации, создатели информационных поводов и ньюсмейкеры. Методы воздействия медиа на общественные настроения.
Информационные технологии в публичной политике. Формы и механизмы воздействия средств массовой информации на принятие политических решений.
Реализация информационной политики в демократическом обществе. Политическое многообразие и общенациональные интересы в медийном измерении.
Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Публичные и корпоративные нормы, определяющие работу с информацией общественно- политического характера. Этические кодексы как систем регуляции профессионального сообщества.
Средства массовой информации, их виды и особенности. Особенности создания и осуществления деятельности организаций телерадиовещания, печатных, сетевых СМИ. Особенности правового статуса отдельных категорий СМИ. Блогосфера и правовой статус блогеров: новации в действующем законодательстве.
Право на доступ к информации. Поиск информации по актуальным вопросам общественно-политической жизни, основные формы и специфика работы с источниками информации. Ограничения и запреты, связанные с распространением информации. Проверка достоверности информации. Право на опровержение и право на ответ.
Основные модели взаимодействия власти и СМИ: механизмы, формы и пределы возможного взаимного воздействия акторов. Независимость журналиста, редакционная политики СМИ и информационная политика государственных органов: проблемы и механизмы налаживания диалога.
Порядок регулирования доступа и распространения информации. Запрос информации и порядок ее получения. Навыки работы с открытыми источниками и официальными данными. Технологии работы с эксклюзивной и конфиденциальной информацией общественно-политического характера. Организационные основы и технологии взаимодействия журналистов, организаций СМИ с государственными органами и их пресс-службами в процессе сбора, подготовки и распространения информационных материалов.
Информационно-политическое планирование в деятельности государственных структурах, организационные форматы и технологи участия СМИ в освещении работы органов государственной власти и местного самоуправления. Совместная работа в формировании и освещении информационных поводов.
Организационные и коммуникативные технологии взаимодействия государственных органов в процессе организации брифингов, пресс- конференций и иных публичных мероприятий.
Тема 2.4. «Медиа и структуры и гражданское общество»
Общественная повестка дня в редакционной политике СМИ. Проблема определения критериев общественной важности и актуальности информации.
Взаимодействие СМИ с политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.
Политическая журналистика и информационная работа политических партий. Особенности освещения деятельности парламентских партий в государственных общедоступных телеканалах и радиоканалах. Работа журналиста в партийных изданиях.
Технология работы с экспертным сообществом, участие в формировании новых политических трендов.
Гражданская журналистика. Социальные сети как источники информации и корреспондентская сеть. СМИ как модератор общественной дискуссии в он-лайн и оф-лайн сфере. Технология создания контента для Интернет-среды.
Межэтническая и межконфессиональная тематика в СМИ. Религиозная тема в светских СМИ. Позитивные практики освещения этнической и конфессиональной жизни страны.
Участие СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов. Информирование и предвыборная агитация: общность и специфика, основные параметры правового регулирования, субъекты, сроки осуществления. Особенности информационного планирования в периоды избирательных кампаний с учетом сроков осуществления избирательных действий.
Специальные требования и ограничения к распространению информации в период избирательной кампании и на ее различных этапах. Политическая аналитика, творческая позиция журналиста, объективность освещения и достоверность информации: поиск оптимального баланса. Специфика работы журналиста в конкурентной политической среде.
Организация работы СМИ в агитационный период, порядок предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Организационные основы и технологии работы журналистов, организаций СМИ и блогеров с кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными комиссиями и иными субъектами избирательного процесса. Механизмы и процедуры согласования совместных действий и разрешения спорных ситуаций.
Особенности работы СМИ при освещении хода голосования и подведении итогов голосования, и определении результатов выборов. Работа с информационными рисками и угрозами.
Информационное сопровождение как составная часть политического проекта. Технологии разработки медийных планов, определения ключевых информационных поводов, формулирование политического контента для целевой аудитории. Оценка имеющихся информационных ресурсов и работа по привлечению СМИ к участию в общественно-политическом проекте. Технологии встраивания тематики общественно-политического проекта в информационную повестку дня, выбор информационных партнеров.
Особенности совместной работы организаторов и участников реализации общественно-политических проектов, СМИ и экспертного сообщества.
Планирование первичных медиавыходов и управление вторичными медиавыходами в информационном пространстве. Прогнозирование и учет возможных информационных рисков, противодействие информационным угрозам.
Технология создания контента для Интернет-среды. Открытые данные в работе государственных органов. Обеспечение доступности информации о работе органов государственной власти в сети Интернет. Открытость для Интернет-аудитории.
Новые сервисы для аудитории. Новые носители и новые формы передачи массовой информации в общественно-политических коммуникациях. Работа субъектов публичной политики в социальных сетях: специфика, основные технологические приемы, возможные риски.
Основные тенденции развития медиа в мире и в различных регионах России. Влияние новыхформ медийных коммуникаций на редакционную политику традиционных СМИ. Диверсификация медиа-индустрии.
2.1 |
«Информационное пространство современной публичной политики» (2 час.) |
2 |
2.2 |
«Институциональные основы медийных коммуникаций в публичной политике» (2 час.) |
2 |
2.3 |
«СМИ и органы государственной власти: формы и механизмы взаимодействия» (2 час.) |
2 |
2.4 |
«Медиа и структуры и гражданское общество» (2 час.) |
2 |
2.5 |
«Работа СМИ в избирательном процессе» (2 час.) |
2 |
2.6 |
«Медийное сопровождение общественно-политических проектов» (2 час.) |
2 |
2.7 |
«Новые информационные технологии и перспективы развития СМИ и Интернет» (2 час.) |
2 |
Раздел 3. Системный анализ и информационные технологии в управленческой деятельности (12 час.)
Тема 3.1. Системно-динамический анализ: теория и методология
Статика системы: понятия, приемы исследования и их визуализация. Динамика системы: цикл и фазы жизни системы (становление, равновесие, деградация). Связки между фазами жизни системы и их циклическая визуализация. Движущее противоречие системы. Структура системы и ее иерархическое отображение. Состав (спектр) системы. Закономерность развертывания и смены доминант состава в жизни системы. Прогнозирование сценария жизни системы.
Номер темы |
Наименование практического занятия |
3.1 |
«Системно-динамический анализ: теория и методология». (2 час.) |
3.2 |
«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности». (4 час.) |
3.3 |
«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций». (4 час.) |
4. Материально-технические условия реализации программы
Для проведения лекций, семинарских и практических занятий необходимы учебные аудитории, мультимедиа оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов. Для проведения практических занятий потребуется учебная аудитория, оснащенная компьютерами, имеющими доступ к правовым информационным системам.
Для достижения целей программы в учебном процессе будут задействованы: печатные раздаточные материалы для слушателей (графическое
отображение основных положений материалов лекций, семинарских или практических занятий, включая их план, необходимые схемы, формулировки важнейших теоретических положений, вопросы для самоконтроля и др.);
слушателям будет предложен список учебных пособий, рекомендуемых для освоения материалов программы, подготовки к практическим и семинарским занятиям;
в учебном процессе слушателям будет рекомендован: список специальной литературы, включающий монографии, статьи, материалы научных дискуссий по наиболее актуальным проблемам политологии; перечень документов стратегического планирования и важнейших нормативных правовых документов, призванных регулировать общественные отношения в затрагиваемых сферах.
электронные ресурсы (информационно-правовые системы
«Консультант+» и «Гарант»).
Завершающим этапом программы является защита подготовленной слушателем творческой работы (реферат с элементами самостоятельного научного исследования) по предложенным темам.
Общий итог обучения подводится с учетом следующих показателей: оценка подготовленной слушателем творческой работы (реферат с
элементами самостоятельного научного исследования); итоги тестирования;
результаты собеседования.
Завершение цикла обучения предполагает проведение диагностики личностно-профессиональных качеств слушателя. С учетом полученных результатов, оценок работы слушателя и ее защиты, а также сферы его практической деятельности, для каждого слушателя разрабатываются индивидуальные рекомендации для его дальнейшего личностного и профессионального развития.
Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор (1 и 3 разделы учебно-тематического плана);
Морозов Олег Викторович, кандидат философских наук, доцент (2 раздел учебно-тематического плана).
Учебная программа одобрена Экспертным советом УНЦ ГСиПК МГУ
«_4_» июня 2015 г.