Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

 

Учебно-научный центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор УНЦ ГСиПК МГУ

 

                     М.А. Васильев

(подпись)

²    4    ²     июня     2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

повышения квалификации

 

ВЛАСТЬ И МЕДИА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015


 

1.  Цель реализации программы

Целью реализации программы является освоение слушателями совокупности знаний, ценностных установок, умений и навыков в области обществоведения, повышение профессионального уровня в области перспективных направлений социологии публичной политики на основе компетентностного подхода.

Программа повышения квалификации «Конституционный процесс и развитие правовой системы России» предназначена для дополнительного профессионального образования региональных (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) кадров, осуществляющих научную, образовательную, общественно-политическую, культурно- просветительную и иные виды профессиональной деятельности в области права.

 

2.  Формализованные результаты обучения

Реализация программы предполагает: расширение и расширение кругозора в сфере гуманитарных знаний; формирование устойчивой мотивации к самостоятельному освоению системных знаний о конституционном процессе и развитии правовой системы современной России; овладение методологией сравнительно-правового и комплексного анализа в вопросах планирования и реализации государственной политики в правовой сфере; развитие системного мышления, способности находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации, готовности нести ответственность за их результаты.

Развитие и совершенствование умений и навыков: диагностики проблемных ситуаций в вопросах правового регулирования и правоприменения, прогнозирования их развития и владение приемами их урегулирования; управления изменениями, освоение современных технологий управления; работы с документами стратегического планирования в сфере правового обеспечения государственной политики; самостоятельной библиографической и информационной работы с бумажными и электронными источниками политических знаний, письменной коммуникации, культуры речи, устной коммуникации - публичных выступлений и выступлений «перед камерой».


 

3.  Содержание программы

Учебный план

программы повышения квалификации

«ВЛАСТЬ И МЕДИА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Категории и требования к слушателям – специалисты, работающие в сфере образования, науки, общественной, культурно-просветительской и управленческой деятельности, обладающие высшим образованием и опытом работы в области журналистики не менее трех лет.

Срок обучения – 72 часа.

Форма обучения – очная (дневная), с отрывом от работы.

 

№ п/п

Наименование разделов

Всего, час.

В том числе

лекции

семинарские занятия

практич. занятия

1

Подготовительный этап

2

Предварительное тестирование

2

Презентация творческой работы

2

Основы социально- гуманитарного знания

20

14

6

 

3

Власть и медиа: актуальные направления общественно- политической журналистики

30

16

14

 

4

Системный анализ и информационные технологии в управленческой деятельности

12

 

 

12

5

 

Итоговая аттестация и организация дальнейшей работы в области самообразования слушателей

2

Защита творческой работы

2

Диагностика личностно- профессиональных качеств слушателей

2

Подготовка индивидуального плана для самостоятельной работы слушателей.

Всего: 72 час.

 

Учебно-тематический план программы повышения квалификации

«ВЛАСТЬ И МЕДИА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего, час.

В том числе

лекции

практич. и

семинарские занятия

1

2

3

4

5


 

1

Раздел          1.          «Основы         социально- гуманитарного познания»

20

14

6

1.1

«Знания об обществе и человеке в системе современной науки»

2

2

 

1.2

«Общенаучная и гуманитарная картины мира».

4

4

 

1.3

«Социально-гуманитарное        познание        и управление социальными изменениями».

4

2

2

1.4

«Теоретический    и    прикладной                                потенциал социально-гуманитарных наук»

6

4

2

1.5

«Государственное управление в контексте современного            социально-гуманитарного знания».

4

2

2

2

Раздел II. Власть и медиа: актуальные направления общественно-политической журналистики

30

16

14

2.1

«Информационное пространство современной публичной политики».

4

2

2

2.2

«Институциональные      основы                                            медийных коммуникаций в публичной политике»

4

2

2

2.3

«СМИ   и   органы   государственной   власти: формы и механизмы взаимодействия».

6

4

2

2.4

«Медиа и структуры и гражданское общество»

4

2

2

2.5

«Работа СМИ в избирательном процессе».

4

2

2

2.6

«Медийное     сопровождение     общественно- политических проектов»

4

2

2

2.7

«Новые     информационные     технологии     и перспективы развития СМИ и Интернет».

4

2

2

3

Раздел III. Системный анализ и информационные технологии в общественно-политической и управленческой деятельности

12

2

10

3.1

«Системно-динамический анализ: теория и методология».

4

2

2

3.2

«Культура     письменных    коммуникаций    в управленческой деятельности».

4

 

4

3.3

«Культура речи в управленческой деятельности.            Навыки                                    публичных коммуникаций».

4

 

4

 

Учебная программа повышения квалификации

«ВЛАСТЬ И МЕДИА: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Раздел 1.  «Основы социально-гуманитарного познания» (20 час.)

Тема 1.1. «Знания об обществе и человеке в системе современной науки».


 

Философия как интегральная форма научных знаний. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания. Субъект социально- гуманитарного познания. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Социально-гуманитарное познание как ценностно- смысловое воспроизведение человеческого бытия. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки. Прогнозный потенциал гуманитарного знания.

 

Тема 1.2. «Общенаучная и гуманитарная картины мира».

Гуманитарный, нравственный и эстетический аспекты современной общенаучной картины мира. Естественно-научная и гуманитарная картины мира. Категории времени и пространства в контексте социально- гуманитарного знания. Социальное и культурно-историческое время.

Обзор современных теорий общественного развития: цивилизационный (хозяйственно-культурный) подход; теория постиндустриального общества; мир-системный подход; Интегрально-институциональная концепция.

Ценности  и  их  роль  в  социально-гуманитарном  познании. Проблема

«ценностной     нейтральности»    в     социально-гуманитарном    познании. Аксиологическое «ядро» гуманитарной картины мира.

 

Тема 1.3. «Социально-гуманитарное познание и управление социальными изменениями»

Принципы и особенности социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Зависимость социально-гуманитарного знания от социокультурного контекста. Перспективы конвергенции методов социально-гуманитарных и естественных наук.

Направленность, характер и модели социальных изменений. Современные концепции социальных изменений. Теории модернизации, постмодернизации и глобализации. Информатизация общества и концепция виртуализации.

Социальные институты как инструменты планирования общественного развития. Перспективы «направляемого развития».

Теоретико-методологические основы управления социальными системами, процессами. Основы теории управления. Кибернетика и теории информации. Перспективы управления социально-экономическими процессами.

 

Тема 1.4. «Теоретический и прикладной потенциал социально- гуманитарных наук»


 

Проблема прогнозирования в обществознании. Фундаментальные и прикладные исследования в области социально-гуманитарных наук. Социально-гуманитарные науки и процессы социальных трансформаций. Циклическая парадигма в социальной философии. Системно-циклическая теория и методология прогнозирования общественного развития. Социально- гуманитарные технологии.

Нравственные аспекты научной деятельности и участия социально- гуманитарных наук в общественном развитии. Нравственная ответственность ученого.

Роль социально-гуманитарного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Перспективы использования социально-гуманитарного знания в предотвращении социально-политических рисков.

 

Тема 1.5. «Государственное управление в контексте современного социально-гуманитарного знания»

Российская Федерация как федеративное, социальное, правовое и демократическое государство. Российский федерализм: история, состояние, перспективы. Устойчивость федеративных систем.

Исторические   особенности   и   генезис   системы    государственного

управления Россия.

Проектирование государственной политики. Документы стратегического планирования. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601

«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Понятие и структура социального института. Институциональное строительство в государственном управлении и планирование институтов государственной политики.

 

Перечень семинарских занятий

Номер темы:

Наименование семинарского занятия:

1.3

«Социально-гуманитарное     познание     и     управление                                                   социальными изменениями» (2 час.)

1.4

«Теоретический и прикладной потенциал социально-гуманитарных наук» (2 час.)

1.5

«Государственное управление в контексте современного социально- гуманитарного знания» (2 час.)

 

Раздел 2. «Власть и медиа: актуальные направления общественно- политической журналистики» (30 часов)

Тема 2.1. «Информационное пространство современной публичной политики»


 

Роль и место средств массовой коммуникации в жизни общества. Поиск, передача, получение и распространение информации в системе политических отношений.

Субъекты публичной политики и общественные структуры как обладатели информации, создатели информационных поводов и ньюсмейкеры. Методы воздействия медиа на общественные настроения.

Информационные технологии в публичной политике. Формы и механизмы воздействия средств массовой информации на принятие политических решений.

Реализация информационной политики в демократическом обществе. Политическое многообразие и общенациональные интересы в медийном измерении.

 

Тема 2.2. «Институциональные основы медийных коммуникаций в публичной политике»

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Публичные и корпоративные нормы, определяющие работу с информацией общественно- политического характера. Этические кодексы как систем регуляции профессионального сообщества.

Средства массовой информации, их виды и особенности. Особенности создания и осуществления деятельности организаций телерадиовещания, печатных, сетевых СМИ. Особенности правового статуса отдельных категорий СМИ. Блогосфера и правовой статус блогеров: новации в действующем законодательстве.

Право на доступ к информации. Поиск информации по актуальным вопросам общественно-политической жизни, основные формы и специфика работы с источниками информации. Ограничения и запреты, связанные с распространением информации. Проверка достоверности информации. Право на опровержение и право на ответ.

 

Тема 2.3 «СМИ и органы государственной власти: формы и механизмы взаимодействия».

Основные модели взаимодействия власти и СМИ: механизмы, формы и пределы возможного взаимного воздействия акторов. Независимость журналиста, редакционная политики СМИ и информационная политика государственных органов: проблемы и механизмы налаживания диалога.

Порядок регулирования доступа и распространения информации. Запрос информации и порядок ее получения. Навыки работы с открытыми источниками и официальными данными. Технологии работы с эксклюзивной и конфиденциальной информацией общественно-политического характера. Организационные основы и технологии взаимодействия журналистов, организаций СМИ с государственными органами и их пресс-службами в процессе сбора, подготовки и распространения информационных материалов.


 

Информационно-политическое планирование в деятельности государственных структурах, организационные форматы и технологи участия СМИ в освещении работы органов государственной власти и местного самоуправления. Совместная работа в формировании и освещении информационных поводов.

Организационные и коммуникативные технологии взаимодействия государственных органов в процессе организации брифингов, пресс- конференций и иных публичных мероприятий.

 

Тема 2.4. «Медиа и структуры и гражданское общество»

Общественная повестка дня в редакционной политике СМИ. Проблема определения критериев общественной важности и актуальности информации.

Взаимодействие СМИ с политическими партиями, общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.

Политическая журналистика и информационная работа политических партий. Особенности освещения деятельности парламентских партий в государственных общедоступных телеканалах и радиоканалах. Работа журналиста в партийных изданиях.

Технология работы с экспертным сообществом, участие в формировании новых политических трендов.

Гражданская журналистика. Социальные сети как источники информации и корреспондентская сеть. СМИ как модератор общественной дискуссии в он-лайн и оф-лайн сфере. Технология создания контента для Интернет-среды.

Межэтническая и межконфессиональная тематика в СМИ. Религиозная тема в светских СМИ. Позитивные практики освещения этнической и конфессиональной жизни страны.

 

Тема 2.5. «Работа СМИ в избирательном процессе»

Участие СМИ в информационном обеспечении выборов и референдумов. Информирование и предвыборная агитация: общность и специфика, основные параметры правового регулирования, субъекты, сроки осуществления. Особенности информационного планирования в периоды избирательных кампаний с учетом сроков осуществления избирательных действий.

Специальные требования и ограничения к распространению информации в период избирательной кампании и на ее различных этапах. Политическая аналитика, творческая позиция журналиста, объективность освещения и достоверность информации: поиск оптимального баланса. Специфика работы журналиста в конкурентной политической среде.

Организация работы СМИ в агитационный период, порядок предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Организационные основы и технологии работы журналистов, организаций     СМИ     и     блогеров     с     кандидатами,      избирательными


 

объединениями, избирательными комиссиями и иными субъектами избирательного процесса. Механизмы и процедуры согласования совместных действий и разрешения спорных ситуаций.

Особенности работы СМИ при освещении хода голосования и подведении итогов голосования, и определении результатов выборов. Работа с информационными рисками и угрозами.

 

Тема 2.6. «Медийное сопровождение общественно-политических проектов»

Информационное сопровождение как составная часть политического проекта. Технологии разработки медийных планов, определения ключевых информационных поводов, формулирование политического контента для целевой аудитории. Оценка имеющихся информационных ресурсов и работа по привлечению СМИ к участию в общественно-политическом проекте. Технологии встраивания тематики общественно-политического проекта в информационную повестку дня, выбор информационных партнеров.

Особенности совместной работы организаторов и участников реализации общественно-политических проектов, СМИ и экспертного сообщества.

Планирование первичных медиавыходов и управление вторичными медиавыходами в информационном пространстве. Прогнозирование и учет возможных информационных рисков, противодействие информационным угрозам.

 

Тема 2.7. «Новые информационные технологии и перспективы развития СМИ и Интернет»

Технология создания контента для Интернет-среды. Открытые данные в работе государственных органов. Обеспечение доступности информации о работе органов государственной власти в сети Интернет. Открытость для Интернет-аудитории.

Новые сервисы для аудитории. Новые носители и новые формы передачи массовой информации в общественно-политических коммуникациях. Работа субъектов публичной политики в социальных сетях: специфика, основные технологические приемы, возможные риски.

Основные тенденции развития медиа в мире и в различных регионах России. Влияние новыхформ медийных коммуникаций на редакционную политику традиционных СМИ. Диверсификация медиа-индустрии.

 

Перечень семинарских занятий

2.1

«Информационное      пространство       современной                                       публичной политики» (2 час.)

2

2.2

«Институциональные     основы     медийных     коммуникаций     в публичной политике» (2 час.)

2

2.3

«СМИ и органы государственной власти: формы и механизмы взаимодействия» (2 час.)

2

2.4

«Медиа и структуры и гражданское общество» (2 час.)

2


 

2.5

«Работа СМИ в избирательном процессе» (2 час.)

2

2.6

«Медийное сопровождение общественно-политических проектов» (2 час.)

2

2.7

«Новые информационные технологии и перспективы развития СМИ и Интернет» (2 час.)

2

 

Раздел 3. Системный анализ и информационные технологии в управленческой деятельности (12 час.)

 

Тема 3.1. Системно-динамический анализ: теория и методология

Статика системы: понятия, приемы исследования и их визуализация. Динамика системы: цикл и фазы жизни системы (становление, равновесие, деградация). Связки между фазами жизни системы и их циклическая визуализация. Движущее противоречие системы. Структура системы и ее иерархическое отображение. Состав (спектр) системы. Закономерность развертывания и смены доминант состава в жизни системы. Прогнозирование сценария жизни системы.

 

Перечень практических занятий

Номер темы

Наименование практического занятия

3.1

«Системно-динамический анализ: теория и методология». (2 час.)

3.2

«Культура письменных коммуникаций в управленческой деятельности». (4 час.)

3.3

«Культура речи в управленческой деятельности. Навыки публичных коммуникаций». (4 час.)

 

4.  Материально-технические условия реализации программы

Для проведения лекций, семинарских и практических занятий необходимы учебные аудитории, мультимедиа оборудование для демонстрации презентаций, аудио- и видеоматериалов. Для проведения практических занятий потребуется учебная аудитория, оснащенная компьютерами, имеющими доступ к правовым информационным системам.

 

5.  Учебно-методическое обеспечение программы

Для достижения целей программы в учебном процессе будут задействованы: печатные   раздаточные  материалы   для   слушателей   (графическое

отображение основных положений материалов лекций, семинарских или практических занятий, включая их план, необходимые схемы, формулировки важнейших теоретических положений, вопросы для самоконтроля и др.);


 

слушателям будет предложен список учебных пособий, рекомендуемых для освоения материалов программы, подготовки к практическим и семинарским занятиям;

в учебном процессе слушателям будет рекомендован: список специальной литературы, включающий монографии, статьи, материалы научных дискуссий по наиболее актуальным проблемам политологии; перечень документов стратегического планирования и важнейших нормативных правовых документов, призванных регулировать общественные отношения в затрагиваемых сферах.

электронные        ресурсы       (информационно-правовые       системы

«Консультант+» и «Гарант»).

 

6.  Требования к результатам обучения

Завершающим этапом программы является защита подготовленной слушателем творческой работы (реферат с элементами самостоятельного научного исследования) по предложенным темам.

Общий итог обучения подводится с учетом следующих показателей: оценка  подготовленной  слушателем  творческой  работы  (реферат    с

элементами самостоятельного научного исследования); итоги тестирования;

результаты собеседования.

Завершение цикла обучения предполагает проведение диагностики личностно-профессиональных качеств слушателя. С учетом полученных результатов, оценок работы слушателя и ее защиты, а также сферы его практической деятельности, для каждого слушателя разрабатываются индивидуальные рекомендации для его дальнейшего личностного и профессионального развития.

 

7.  Составители программы :

Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор (1 и 3 разделы учебно-тематического плана);

Морозов Олег Викторович, кандидат философских наук, доцент (2 раздел учебно-тематического плана).

 

Учебная программа одобрена Экспертным советом УНЦ ГСиПК МГУ

 

«_4_»   июня    2015 г.